Часть вторая
Категория: Либретто
Часть вторая. 13. Полная тишина. АРБЕНИН и ЗВЕЗДИЧ перед застывшей маскарадной толпой. Поодаль – ЭЛЬВИРА. Спустя мгновение толпа начинает двигаться, медленно приближаясь к стоящим впереди героям. 14. ГОЛОСА. Пылкое сердце надежду хранит. Страсть и мечта омывают гранит. Персонаж в маске АПОЛЛОНА, с бокалом вина на подносе отделяется от толпы, подчёркнуто обойдя ЗВЕЗДИЧА, подходит к АРБЕНИНУ, и с преувеличенной учтивостью предлагает ему бокал. АРБЕНИН берёт бокал. АБЕНИН (Звездичу). Вас обнесли, господин офицер. Видимо, цену вам здешний партер. Знает. Ум ваш высок, не сочтите за лесть. Но если низок ваш выбор, то честь Тает. Толпа обступает АРБЕНИНА и ЗВЕЗДИЧА. ГОЛОСА. Ждут, вдоль Невы устремляя свой взгляд, Биржа, два сфинкса, мосты, Летний сад... АРБЕНИН. Некто помог вам забыть о долгах, Но не о долге, синьор вертопрах. Не так ли? ОБИТАТЕЛИ. Не так ли? АРБЕНИН. Ваша интрига украсила бал. Время развязки, и вот он финал Спектакля... ОБИТАТЕЛИ. Спектакля... АРБЕНИН. Спектакля. Выплёскивает вино из бокала в лицо ЗВЕЗДИЧУ. ЗВЕЗДИЧ. (после долгой паузы, Арбенину). Вы с трёх шагов попадаете в цель, Мой витязь? АРБЕНИН. Полно, поручик. Меж нами дуэль? Очнитесь. Длить вам до смерти свой суетный бег Бескровно. Мне шулера, как учил прошлый век, Не ровня. (Стремительно уходит.) ЗВЕЗДИЧ и толпа вокруг него неподвижны. ГОЛОСА. Санкт-Петербург – бог! Санкт-Петербург – миф! Санкт-Петербург – явь! 15. ЭЛЬВИРА в смятении выбегает на авансцену. Обитатели маскарада начинают неспешный насмешливый танец, убыстряющийся с каждым новым витком. ЭЛЬВИРА. На качелях маскарада Пьём вино разлук и встреч, Чтоб во сне арлекинады Юность резвую сберечь. ТОЛПА. Юность резвую сберечь. ЭЛЬВИРА. Ждёт кого-то сердце чьё-то Душу сказкой веселя. Свет ли тьма за поворотом? Свет ли тьма за поворотом? ЭЛЬВИРА, ТОЛПА. Дела нет нам... Дела нет нам... Дела нет нам... ЭЛЬВИРА Смех, вино, надежды, встречи... Масок чувственный парад. Всё ж он вечен иль конечен... ТОЛПА. Маскарад! Маскарад! Маскарад! Маскарад! ЭЛЬВИРА. Исцелимся, уцелеем, Иль затянется петля? Все клубимся мы под нею. Будь, что будет... ТОЛПА. Будь, что будет! Будь, что будет! О-ля-ля! 16. В центре очерченного серебристым светом пространства – АРБЕНИН. АРБЕНИН. Легка, как ветреный стишок Ждёт нас развязка в странной позе. (Разглядывая свой перстень.) И только ты один серьёзен, Ты один серьёзен, Хранимый перстнем порошок Я мчусь туда, едва дыша, Где мой мираж, мой берег... Моя мечта, моя мечта... Моя любовь. И где последний вздох измерит Во тьму ушедшая душа. Появляется НИНА. АРБЕНИН подходит к Нине, помогает ей снять накидку. АРБЕНИН. Что визиты? Думать смею Все закончены уже? НИНА. Лишь один. Тебе, надеюсь, Он придётся по душе. Творец мне дал идею Побывать у Фаберже. АРБЕНИН (с усмешкой). Ждёт меня расход ненужный Ради счастья твоего? НИНА. Мой второй браслет жемчужный Там оставлен. АРБЕНИН. Для чего? НИНА. Чтобы взгляд оттаял мужний В точной копии с него. Чтоб проститься с маскарадом, Где всех нас попутал бес… АРБЕНИН. Что ж, я тронут. НИНА. Да? Я рада. АРБЕНИН. Душно мне. Отлучусь за оранжадом... В споре с летней духотой. АРБЕНИН делает несколько шагов, останавливается, смотрит на свой перстень и оборачивается к Нине. Принести тебе? НИНА. Пожалуй. Арбенин уходит. Нина провожает его внимательным взглядом. «...Тронут». «...Рад». А взгляд – слепой. Не верит... В кольце тревог. Браслет потерян – Это случай или рок Играл со мной... Что нам подарит бег маскарадный Не угадать. А в сердце тот же мотив нескладный... Тот же мотив нескладный: «Любить и ждать», «Любить и ждать», «Любить и ждать»... Возвращается АРБЕНИН с двумя бокалами напитка и подаёт один из них НИНЕ. Та, внимательно вглядывается в лицо АРБЕНИНА. НИНА (взяв бокал и сделав глоток). Твой взгляд непонятен. Ты чем-то напуган? Возьми мою руку, И станет легко. АРБЕНИН. Напуган? Напротив. (Взяв руку Нины в свою.) Спокоен и ровен. Здесь всё-таки душно. (Делает глоток.) Открою окно. НИНА (не отпуская руки Арбенина). Не стоит, мой милый. Прохладный напиток В хрустальном бокале Убьёт духоту. (Делает глоток.) АРБЕНИН. Прохладный напиток В хрустальном бокале. Мерцает как звёзды. И тает во рту. (Делает глоток.) Постепенно высветляется бредущая вереница странно пританцовывающих Обитателей маскарада. НИНА. Всё выпью, до капли. Пусть наши тревоги Навек опустеют, Как этот бокал. (Осушает бокал.) АРБЕНИН. И я за тобою. Волшебный напиток Всю грязь лицедейства Убьёт наповал. (Осушает бокал.) ГОЛОСА. Санкт—Петербург! Санкт-Петербург! НИНА. Откроем окно. Тут и впрямь слишком душно. Ты, кажется, прав. АРБЕНИН. Я прав?! О, мой ангел, Ты стала послушной, Напиток впитав. Я прав, но боюсь, Что свидетель случайный Услышит твой крик, Тот, что должен быть тайной Для всех, кроме нас НИНА. О чём ты? АРБЕНИН. О том, что глаза Лгут без тени смятенья, И о том, что тебя С этой встречей прощальной Венчал маскарад, И о том, что в бокале хрустальном Я дал тебе яд. НИНА. О. боже! Нет! Нет! АРБЕНИН. Ну, откройся! Хоть капля раскаянья в сердце жива? НИНА. Я ни в чём не виновна.... АРБЕНИН. Слова. ГОЛОСА. Санкт—Петербург! НИНА. Вот яд твой – в груди нестерпимая боль. ГОЛОСА. Санкт—Петербург! АРБЕНИН. Измена оплачена. Сыграна роль. НИНА. Он душит. Я гибну. Но знай, я чиста. АРБЕНИН. Притворство бессмысленно. Чаша пуста. НИНА. Твой разум – во мгле. Твой напиток – слепой. Тебе я верна. Пошли за врачом. Я останусь жива... Я гибну напрасно. (Бросаясь на грудь Арбенину). О, поверь мне... Ведь ты же любил... АРБЕНИН. Да. Но сделал свой шаг. Любил и люблю. Но люблю тебя – так. НИНА (обессилено опускаясь). Прощай. Я ни в чём не виновна. Нина умирает у ног Арбенина. ГОЛОСА. Санкт-Петербург – бог. Несколько мгновений застывшего напряжения. Санкт-Петербург – миф. Пространство заполняется вбежавшими Обитателями маскарада. Санкт-Петербург – явь. Сцена озаряется багровым заревом. 17. ГОЛОС ИМПЕРАТОРА. Божею милостiю мы, Николай Вторый, императоръ и самодержецъ всероссiйскiй, царь Польскiй, великiй князь финлляндскiй и прочая, и прочая. ... объявляемъ вЂрнымъ нашимъ подданнымъ; ...слЂдуя историческимъ завЂтамъ, ...единая по вЂрЂ и крови славянскимъ народамъ... ...союзная Австрiи Германiя, внезапно... ...въ грозный часъ испытанiя... ...да отразитъ Россiя, поднявшаяся какъ одинъ человЂкъ... ...да укрЂпится ещё тЂснЂе единенiе... В движении скрытой в багряной полутьме толпы заметны какие-то перестроения, угадываются военные фуражки, штыки. Когда сцена высветляется, толпа предстаёт неким батальоном причудливо милитаризованных пьеро и коломбин. ...въ грозный часъ испытанiя... ...поднявшаяся какъ одинъ человЂкъ... ...да укрЂпится ещё тЂснЂе... ...мы, Николай Вторый... Общее движение подчеркивает неподвижность ЗВЕЗДИЧА, ЭЛЬВИРЫ, КАЗАРИНА, ГЕТЦА. РЫССА. ГРОША, застывших среди мечущейся толпы. 18. ЗВЕЗДИЧ, придя в себя, прорывается к авансцене. ЗВЕЗДИЧ. Играйте марш, но самый бурный. * Стряхните лень с армейских ног. Чтоб с нашей поступью бравурной Никто, соперничать не мог. Играйте марш, но самый бравый Готовьте грудь под ордена, Чтоб на ветру грядущей славы Сверкали, наши имена. «Прощай...», – свистят рожки и флейты, – «Прощай, надежд былых обман. Пусть карнавальных сказок ленты Карнавальных сказок ленты, Уплывают в розовый туман». Жаль только тех (и я в их стае) Кто не нашёл ни губ, ни глаз, Что, от тоски и страха тая, Час каждый, помнили б о нас. _______________________ * В тексте «Песни Звездича» использованы мотивы стихотворения Дон-Аминадо «О чём пела флейта» (1914 г.). Играйте марш, но марш победный. Чтоб, усыпляя ужас наш, Гремел тромбона голос медный. Играйте марш! Играйте марш! «Прощай», – свистят рожки и флейты, – «Прощай» – надежд былых обман. Пусть карнавальных сказок ленты, Карнавальных сказок ленты Уплывают в розовый туман». Пусть карнавальных сказок ленты, Карнавальных сказок ленты Уплывают в розовый туман». 19. Танцевально-пластическая сцена. Мелькают пачки коломбин, военные фуражки, передники сестёр милосердия плащи пьеро. На авансцене появляются РЫСС и ГРОШ. ГРОШ. Исчез на картах Петербург. Явился Петроград. А значит, вражеский испуг стал больше во сто крат. РЫСС. Испуг большой. «Гостиный Двор» С утра кричит: «Вильгельм – капут!» Исчезла мелочь, и – на спор – Вам сдачи не дадут. ГРОШ. За то Британия за нас. К тому же Франция нам друг. Тройной удар Вильгельму в глаз! РЫСС. ...Н-н-не сразу. И не вдруг. Появляются Гетц и Куплетист. ГРОШ (Гетцу, торжествующе). Посольство немца час назад Народом сожжено. ГЕТЦ. В моей конторе тоже ад С посольством заодно Нам с криком «Бей!» сыграла туш Орда вопящих шельм. РЫСС. За что?! ГЕТЦ. Я немец, и к тому ж По имени Вильгельм. КУПЛЕТИСТ (в зал). Сей факт вопит о том, что кипучий наш народ Снаружи кажется скотом, Но в сердце патриот. Как будто бы не прав он, Но сердцем – патриот, Да здравствует держава! Да здравствует народ! ОБИТАТЕЛИ. Да здравствует народ! «Прощай...», – свистят рожки и флейты, «Прощай, надежд былых обман. Пусть карнавальных сказок ленты Карнавальных сказок ленты Уплывают в розовый туман». Расходятся. 20. Сумрак летней петербургской ночи. Звездич в походном армейском мундире стоит у парапета набережной Невы. ЗВЕЗДИЧ. Мы уходим воевать Завтра днём из Петергофа. И теперь нам тень Голгофы Будет грёзы навевать. Возникает идущая вдоль парапета ЭЛЬВИРА. Увидев ЗВЕЗДИЧА, она останавливается. Звездич вглядывается в неё сквозь ночной сумрак. Катит медленные волны Сумрак медленной Невы. Я смотрю сквозь эту полночь Это вы или не вы? ЭЛЬВИРА. Вещий сон – нежданно точный Предсказал мне даже час: Летней медленною ночью Я случайно встречу вас. ЗВЕЗДИЧ Видно вам приснилось тоже Что пригрезилось и мне. Сны становятся похожи... В этой медленной на войне. На заднем плане проступают очертания толпы, словно бы парящей на водной глади Невы. Постепенно становится понятным, что её движения – танец, которым начинался спектакль, но словно бы усыплённый рапидом. Он длится до конца сцены. ЭЛЬВИРА. Вот финал той жалкой пляски. Где фальшивил мой балет. Это я... в дразнящей маске Вам чужой дала браслет. ЗВЕЗДИЧ. То, что тот браслет курьёзный Мне как сон послали вы, Понял я давно, но поздно: За два мига до войны. ЗВЕЗДИЧ, ЭЛЬВИРА. Сны становятся похожи. В этой медленной войне. ЭЛЬВИРА. А-а... Сны мои... ЭЛЬВИРА, ЗВЕЗДИЧ. Сны, сны, сны... Сны мои... Сны мои... ЭЛЬВИРА. Сохрани его, о, боже. Подойдя вплотную к ЗВЕЗДИЧУ, кладёт руки на его плечи. Уцелей. Вернись ко мне. Затемнение. Очерченное серебряным светом пространство. В глубине украшенный цветами гроб с телом Нины. Поодаль – безучастный Арбенин. Траурная вереница немногочисленных Обитателей. Каждый, обойдя гроб и положив цветы, с печальным поклоном проходит мимо АРБЕНИНА и исчезает. Последний в этой веренице – КАЗАРИН. КАЗАРИН (перед Арбениным). Ну, здравствуй. АРБЕНИН. Мы разве знакомы? Вы кто? КАЗАРИН. Сегодня я нечто. А в прошлом – ничто. АРБЕНИН. Я вас не припомню. КАЗАРИН. Прошедшее – мгла. Я – тот, неудачник, сожжённый до тла Колодой, играющей в прятки, Каких в твоей жизни десятки. Я тот, проигравший и деньги, и честь. Просящий простак, но замысливший месть. И семь лет спустя отомстивший сполна. АРБЕНИН. Вы – мне? КАЗАРИН. Я – тебе. Как? Откроюсь. (С кивком в сторону гроба.) Она. АРБЕНИН. Прошу вас покинуть мой дом. Вы маньяк. КАЗАРИН. Мертва – это месть моя. Именно так. И зная тебя – можно клясться судьбой... Мертва. Но не только. Убита тобой. АРБЕНИН. Молчи! КАЗАРИН. Но и это не всё. Она невиновна. Чиста. АРБЕНИН. Ложь! КАЗАРИН. Правда. Она средь безвинных забав Браслет обронила. А я, подобрав, Вручил его даме под маской. А та – князю Звездичу. АРБЕНИН. Сказка. КАЗАРИН. О, нет. Ты видел меня Когда я, угодливым жестом дразня, Тебе на злосчастный браслет указал В руках у поручика... (Достаёт из-под плаща маску Аполлона и надевает её.) Узнал? Узнал? Вспомнил? АРБЕНИН (потрясённый, после долгой паузы). Безвинна... Безвинна... Безвинна... Мой ангел... Мой ангел... О, мой ангел. Всё ложь... Нина!.. Мой ангел... Смотрите... Нина жива. Всё слова... О, мой ангел Нина! Мой ангел... (Шепотом) Время молиться. ГОЛОСА. Санкт-Петербург... Санкт-Петербург... Санкт-Петербург... КАЗАРИН. К тому же и этот поручик, – узнай – Напетербуржен настолько – слюнтяй, – Что сам отказался от ласки – Жены благодетеля. Сказка! Так в чём наш итог? В том, что души пусты. И я стал с годами не лучше, чем ты. И всё, что надежду загнало в тупик, Ты создал, а я, верный твой ученик. И всё, что случилось сегодня, Несёт нашу твердь к преисподней. Что ж, время молиться... АРБЕНИН. Всё ложь. Всё слова. КАЗАРИН. Очнись. АРБЕНИН. Все мы счастливы. Нина жива... Мой Ангел... Мой Ангел... 22. Возникает Эльвира. Она медленно обходит гроб с телом Нины, приближается к АРБЕНИНУ и КАЗАРИНУ, и словно пройдя сквозь них, выходит к авансцене. ЭЛЬВИРА. Сны мертвы. Не воскрешайте Счастья ласковый мираж. Вальсов больше не играйте Вальсы спят. ГОЛОСА. Санкт-Петербург... Санкт-Петербург... ЭЛЬВИРА. Эта весть неслась из бездны, Обогнав судьбу мою... Сны мертвы... Поручик Звездич Был убит в ночном бою. КАЗАРИН. О, боже. АРБЕНИН. Сны мои. Сны... Сны... Сны... Сны... Сны мои. Сны мои. Мой ангел. Мой ангел. Мой ангел... Ирреальное медленное движение всех Обитателей маскарада. Конец. |
Добавлено 22-12-2015, 08:01 | Просмотров: 4063