Санкт-Петербург - рок!
Категория: История
«Санкт-Петербург - бог! Санкт-Петербург - миф!..» Автор сидит в кресле напротив меня и читает только что завершённую пьесу. Становится реальностью то, что в течение года было причиной наших надежд, споров, ссор, примирений, о чём мы думали, говорили, молчали... «Санкт-Петербург - явь...» Явь. Он все-таки осилил её. ...Да, возможно, это то, о чём грезилось. И тема Петербурга, совмещённая с обновляющим драму Лермонтова сдвигом во времени — начало первой мировой войны — оказалась верной идеей. И то, что пьеса, которую я слушаю, относится к драме Лермонтова как к апокрифу, тоже, пожалуй, верно. Вероятно, и Лермонтов также относился к шекспировскому «Отелло», вымышленному, но с такой силой, что вымысел этот кажется жизнью, явью, хроникой. Какова же может стать тема спектакля, который мне предстоит поставить? Казавшийся вечным бал-маскарад России... Последний его миг, остановленный в августе 1914-го войной, кровью первых жертв... Последний. Во всей дальнейшей судьбе и города, и страны нет ни малейшей щели, в которую можно было бы втиснуть продолжение этого бала. «Биржа, два сфинкса, Нева, Летний сад — Безмолвны. Безмолвны». Пьеса есть. Теперь — музыка, композитор... Кто бы это мог быть? Ещё до начала работы драматург предложил мне: он пишет пьесу, я выбираю композитора. Спустя несколько месяцев все мы сидим вокруг рояля. Мы, это «соучастники», создатели будущего спектакля: драматург, либретто которого под пальцами композитора Игоря Рогалёва растворяется в звуках, художник Вячеслав Окунев, хореограф Давид Авдыш, аранжировщик и дирижёр Юрий Крылов. Звучащая музыка одухотворяет героев, расчерчивает мизансцены, конкретизирует, обобщает. Будущий спектакль становится осязаемым. Пока, у каждого - свой. Представляю, сколько недоуменных вопросов, окрашенных вежливой иронией, ждёт всех нас накануне премьеры. «Что, этот ваш новый «Маскарад» остается трагическим? Трагедия Арбенина и Нины в жанре мюзик-холла?» Да, трагедия. Нет, в ином жанре, в жанре оперы, «петербургской оперы». Но до всех этих вопросов, до «накануне премьеры», до того мига, когда судьба спектакля сделает первый вдох надо ещё дожить. А «дожить» для людей, занимающихся нашим делом, это значит придумать спектакль и поставить его. Макет декораций, костюмы, аранжировка, поиск актёров (труппа мюзик-холла все вакансии действующих лиц не заполнит), пластика, хор, репетиции, звучание оркестра, вокал, репетиции, свет, репетиции, репетиции... «...Санкт-Петербург - рок!» Лев Рахлин.
Главный режиссер Санкт-Петербургского мюзик-холла. (Предисловие к изданию либретто «Маскарада» . Акрополь. СПб. 2001) |
Добавлено 6-06-2016, 08:31 | Просмотров: 6839