Последний бал России
Категория: История
Интервью с Ю. Димитриным На сцене Мюзик-холла готовится загадочная премьера – опера. 20 апреля 2001 года представлено будет: «Маскарад», петербургская опера в двух частях. Режиссёр Лев Рахлин, художник Вячеслав Окунев, хореограф Давид Авдыш, музыкальный руководитель спектакля и аранжировщик Юрий Крылов. Музыка этого сочинения создана Игорем Рогалёвым. В основе спектакля – весьма неожиданная пьеса. Её автор известный драматург музыкального театра Юрий Димитрин, короткое интервью с которым мы предлагаем вашему вниманию. Юрий Георгиевич, петербуржцы знакомы со многими вашими работами в музыкальном театре – «Орфей и Эвридика», «Колокольчик», «Рита», «Марица», «Бал в Савойе», «Тайный брак»... В каждой из них степень переосмысления классических сюжетов весьма значительна. Но в вашей новой работе она совершенно необычна. Частично используя фабулу лермонтовского «Маскарада» Вы поместили её героев в «август четырнадцатого». Начало первой мировой войны радикально меняет их судьбы. Что побудило Вас к этому? – Именно август 1914 года представляется мне тем рубежом, с которого и жизнь, и культура России принципиально изменились. Принципиально и навечно. Во многом это произошло и в других странах, но они, всё же сумели хотя бы частично возвратиться к своим традиционным ценностям. В России это оказалось невозможно: первая мировая, падение царизма, революция, гражданская война, ГУЛАГ, Великая отечественная, хрущёвская кукуруза, брежневское «экономика должна быть экономной», диссидентство, Афганистан, распад империи в 90-х... Ну, где здесь место хотя бы малейшему отсвету прошлой жизни, создавшей ту великую, вскормленную и лермонтовским «Маскарадом» культуру. Мне показалось интересным и важным всмотреться в последние мгновения бала этой, казавшейся вечной культурной традиции, ушедшей целиком и безвозвратно. Работа эта посвящена Петербургу, и, разумеется, не потому, что в нем происходили события классического «Маскарада». Именно Петербург – его архитектура, флёр, облик, – остается, быть может, единственным на земле островом воспоминаний о той «маскарадной эпохе», из которой, так или иначе, вышли мы все. По ней, по ней, по ней, ни на миг не замолкая, печально звонит петербургский колокол. Петербургская опера в двух частях... Каков все же её жанр? У Лермонтова это драма, у Шекспира – сюжет Лермонтовым, как известно, взят из шекспировского «Отелло» – это трагедия. А у вас? – Пьеса в опере сама по себе, жанра не определяет. Либретто это всё же «опера до оперы». Теперь, когда Игорем Рогалёвым написана музыка, можно сказать с уверенностью: новый «Маскарад» – это трагедия. Трагедия на сцене Мюзик-холла? – Вам это кажется невозможным? В конце концов, Петербургский Мюзик-холл – музыкальный театр. Там есть оркестр, солисты, хоровая группа, балетный ансамбль. Там есть, наконец, главный режиссёр Лев Ильич Рахлин, без энергии которого это произведение (а спектакль, тем более) вообще бы не родилось. Да, для Мюзик-холла это, мягко говоря, необычная затея. И, быть может, не случайно в исполнителях некоторых героев, которые выйдут на сцену 20 апреля, зал узнает солистов Мариинки. Вообще говоря, лермонтовский «Маскарад» не раз был озвучен значительной музыкой. Глазунов писал музыку к мейерхольдовскому спектаклю, вальс из музыки Хачатуряна к драматическому спектаклю 40-х годов знают все. Кара Караеву принадлежит балет «Маскарад», в 50-х годах появилась опера петербуржца Дмитрия Толстого. Как отнёсся Игорь Рогалёв к этой идее, когда вы к нему обратились? – С энтузиазмом творческого человека. Но обращался к нему не я. С самого начала работы мы договорились с Львом Рахлиным: я пишу пьесу, он выбирает композитора. Он выбрал Рогалёва. И, на мой взгляд, не ошибся. На меня музыка нового «Маскарада» производит сильное впечатление. С полным текстом вашей пьесы может ознакомиться каждый. Она размещена в Интернете, на вашем сайте «Либретто во сне и наяву» (www.ceo.spb.ru/libretto/). В ней есть исторически-подлинные стихи поэтов начала ХХ века, но стихов Лермонтова там нет. Арбенин и Нина разговаривают у вас иным языком. – Да, должен огорчить будущих зрителей: ни стихов Лермонтова, ни текста Шекспира в моей работе нет. Дело в том, что наш «Маскарад» по форме опера, но стиль её... это, скорее, стиль мюзикла. Он требует приближения к куплетно-припевной форме стиха. Стих же лермонтовского «Маскарада» гораздо более свободный. Он близок, условно говоря, к стихии грибоедовского «Горя от ума». Редактировать, ломать Лермонтова, втискивая его стих в прокрустово ложе куплета? Я не решился на это. А стихи поэтов той эпохи... Да, поклонники Саши Чорного, Николая Агнивцева, Дон-Аминадо найдут в ней строки своих кумиров. К сожалению, в спектакль не вошёл один подлинный номер «патриотической» эстрады первых дней той войны совершенно умилительного идиотизма и актуальности. Быть может, он войдёт в другие постановки этой оперы. Если они будут. ...Умолкаю. Предсказывать судьбу произведения накануне его премьеры – занятие слишком рискованное. Журнал «Классика»
СПб. 2001. |
Добавлено 6-06-2016, 07:49 | Просмотров: 3567