Часть первая
Категория: Либретто
МАСКАРАД Петербургская оперы-мюзикла в двух частях Либретто Музыка ИГОРЯ РОГАЛЁВА В предлагаемой пьесе с лермонтовским названием частично использована фабула лермонтовского «Маскарада», сюжет которого, как известно, основан на фабуле трагедии Шекспира «Отелло». Персонажи новой пьесы действуют в иную эпоху, что предопределяет необходимость значительных фабульных изменений лермонтовской пьесы, и радикальной трансформации характеров многих её героев. Стихов Лермонтова и текста Шекспира в новом «Маскараде» нет. Ю. Димитрин март 2000 г. Действующие лица: Князь Звездич, поручик 2-го лейб-гвардии гусарского полка, 27 лет Арбенин Евгений Александрович, президент Северного картеля, 45 лет Нина, его жена, 21 год Казарин Адам Петрович владелец Южного банка, 36 лет Эльвира, Баронесса подруга Нины, 23 года Гетц Вильгельм Аристархович, гоф-маклер петербургской биржи, 50 лет Рысс Анатолий Моисеевич, маклер Петербургской биржи, 40 лет Грош Роман Андреевич, маклер Петербургской биржи, 30 лет Куплетист Голос императора Обитатели маскарада *** Место действия – Петербург Время действия – июль-август 1914 года Посвящается Санкт-Петербургу Часть первая. Петербург. То ли дворцовый зал, то ли зал казино, то ли невская набережная с видом на биржу. Кружащиеся пары, многие из которых в масках и маскарадных костюмах. Фланирующие гости. Игроки в рулетку. Слуги, разносящие мороженое и напитки. 1. ГОЛОСА. Санкт-Петербург – рок. Санкт-Петербург – бог. Санкт-Петербург – миф. Санкт-Петербург – явь. Ожиданий несбывшихся ропот. Санкт-Петербург – сон. Санкт-Петербург – бред. Санкт-Петербург – блеск. Санкт-Петербург – блеф. Маскарадная небыль Европы. ОБИТАТЕЛИ. МАСКАРАДА. Кто ж это длит нескончаемый бал? Чьи эти маски, и кем этот зал Размечен? С чем этот город пришёл в этот мир? Юн или стар петербургский ампир? Иль вечен? Пары, кружа в маскарадном раю, Весело лгут у судьбы на краю. Звуки оркестра – любовь и печаль – Манят, ласкают, уносятся в даль... И тают. Скучая. И тают. Появляется князь ЗВЕЗДИЧ. С другой стороны в зал входят ЭЛЬВИРА и НИНА. Обе – в масках. ЭЛЬВИРА (Нине, указывая на Звездича). Вот он. Следуя за ЗВЕЗДИЧЕМ, ЭЛЬВИРА, исчезает. Появляется КАЗАРИН. Он без маски. О чём-то беседуя с ГЕТЦЕМ, проходит АРБЕНИН. Увидев их, НИНА поспешно скрывается. ОБИТАТЕЛИ. Пылкое сердце надежду хранит. Страсть и мечта омывают гранит Как волны. Ждут, вдоль Невы устремляя свой взгляд, Биржа, два сфинкса, мосты, Летний сад – Безмолвны. Безмолвны. Санкт-Петербург – бог. Санкт-Петербург – миф. Санкт-Петербург – явь. 2. КАЗАРИН на авансцене. КАЗАРИН. Я снова здесь и – о ля-ля! – Попал, попал, Как тот же Чацкий с корабля На бал, на бал, А впрочем, бал здесь круглый год. Отходит ночь, неделя, век, а бал живёт, а бал живёт! Я тоже здесь царил – богач И фат, и фат. Но был обманут, разорён, Распят, распят. Пришлось сменить и чин, и ранг. Теперь ваш главный кредитор – мой Южный Банк, мой Южный Банк, Мой Южный Банк! Итак, друзья, каков же наш. Расклад? Расклад? Я изгнан был семь лет тому Назад, назад. Ну, чем не срок напомнить вам: Пора платить по векселям, пора платить по векселям! По векселям! Я снова здесь и – о ля-ля! – Попал, попал Как тот же Чацкий с корабля На бал, на бал. А впрочем, бал здесь круглый год. Отходит ночь, неделя, век, а бал живёт, а бал живёт. Бал живёт!! ОБИТАТЕЛИ. Кто ж это длит нескончаемый бал? Чьи эти маски, и кем этот зал Размечен? На заднем плане к ЗВЕЗДИЧУ подбегает маклер РЫСС, подаёт князю какие-то деловые бумаги. С чем этот город пришёл в этот мир? ЗВЕЗДИЧ нервно просматривает бумаги и, устремив затравленный взгляд в пустоту, медленно рвёт их. Юн или стар петербургский ампир? Иль вечен? Санкт-Петербург – бог. Санкт-Петербург – миф. Санкт-Петербург – явь. 3. КАЗАРИН (направляясь к Звездичу). Ужели это Звездич!? Князь! Что за печальный взгляд? ЗВЕЗДИЧ. Казарин?! Последний раз я видел вас... КАЗАРИН. Семь лет тому назад. Тогда вы были веселей. ЗВЕЗДИЧ. С чем в наш вернулись рай? КАЗАРИН Собрать с истлевших векселей Свой скудный урожай. ЗВЕЗДИЧ. О, да. Вам многие должны. КАЗАРИН. Кстати, о долгах… Чем вы-то, князь удручены? Продулись? ЗВЕЗДИЧ (с отчаянным весельем). В пух и прах. КАЗАРИН Что? Карточный содом? Биржа?.. (В зал медленно входит АРБЕНИН.) Позвольте, тот дофин... Уж не Арбенин ли? ЗВЕЗДИЧ. Да, он. К АРБЕНИНУ подходит ГЕТЦ, и что-то сообщает ему. КАЗАРИН. Серьёзный господин. ЗВЕЗДИЧ. Глава картеля. Эконом Со страстью игрока. Не так давно женился. КАЗАРИН. Он?! И счастлив? ЗВЕЗДИЧ. Да. Пока. КАЗАРИН. Что ж. Исповедуйтесь ему. Он дельный даст совет. ЗВЕЗДИЧ. Совет Арбенина? АРБЕНИН и ГЕТЦ, записывающий в блокнот какие-то распоряжения, уходят. Рискну. (Идёт за ними). КАЗАРИН. Рискнул. Каков сюжет. А мне с ним встреча – ни к чему. В деньгах счастья нет. (Уходит.) 4. Пространство на мгновение пустеет. Появляются НИНА и ЭЛЬВИРА. ЭЛЬВИРА. Он где-то здесь мелькнул, мой князь. Он где-то здесь, я знаю, я знаю. (Оглядевшись, снимает маску.) НИНА. Держи себя в руках, Эльвира. Из-за колонны выглядывает КАЗАРИН. ЭЛЬВИРА. Ах, Нина, я отдам пол мира, Что б только встреча с ним сбылась. НИНА. Мой бог! А я тебе зачем? (Сдёргивает с себя маску.) Мне совестно, когда под маской, От мужа в тайне, здесь... ЭЛЬВИРА. Огласка Была бы гибельна нам всем. КАЗАРИН исчезает. Да, я люблю его, а он,.. Любви моей не замечает. Так пусть же маске отвечая Он будет тайной увлечён. Мечта и страсть в моей груди. И я бежать назад не стану. НИНА. Но мне враждебен вкус обмана... В глубине сцены появляется и исчезает князь ЗВЕЗДИЧ. ЭЛЬВИРА. Вот он. (Надев маску.) Прости меня. И жди. Быстро уходит вслед за ЗВЕЗДИЧЕМ. НИНА (провожая Эльвиру взглядом). Кипит мятежная душа, себя любовью обжигая. Моя любовь... Моя любовь не та. Она другая. ГОЛОСА. Санкт! Петербург! – бог! Санкт! Петербург! – рок! Санкт! Петербург! – явь! Санкт! Петербург! – сон! Санкт! Петербург! – миф! Санкт! Петербург! – бред! Санкт! Петербург! – блеск! Санкт! Петербург! – блеф! Ожиданий не сбывшихся ропот. Маскарадная небыль Европы. Санкт-Петербург! Санкт-Петербург! 5. НИНА (провожая Эльвиру взглядом). Моя любовь – страна. Я только в ней жива. И только там в ладу с судьбою. Моя любовь, она... Как летняя Нева. Безмерна и полна собою. Она, верша свой бег, Печально-хороша... Как жемчуг этого браслета. И рядом с ней и миг, и век, И город, и душа Какого-то серебряного цвета. А эта суета В танцующем кольце Лукавит, в маскарад играя. И я на нём – не та. И маска на лице – чужая. Я знаю, что судьба, Сплетая кружева, Не обожжёт меня враждою, Пока моя любовь, Безмерна и полна собою... Словно летняя Нева, словно летняя Нева... Моя любовь, моя любовь, Моя, моя любовь. Внезапно возникнув, танцующая толпа окружает НИНУ, едва успевшую надеть маску, и увлекает её за собой. Оброненный Ниной браслет падает на пол. Возвращается атмосфера начала спектакля ОБИТАТЕЛИ. Пары, кружа в маскарадном раю, Весело лгут у судьбы на краю... Среди Обитателей маскарада Персонаж, лицо которого закрыто окарикатуренной маской АПОЛЛОНА. Появляется АРБЕНИН и ЗВЕЗДИЧ. АРБЕНИН. Совет? Совет могу вам дать. Он вам поможет в деле. Всю вашу пачку акций моего картеля Продать! ЗВЕЗДИЧ. Как?! Ваш Картель – скала! АРБЕНИН. Продать. Причём, без промедлений. Сгорит он завтра. И до тла. Но вновь воспрянет в две недели. Уходят, продолжая беседу. ОБИТАТЕЛИ. Звуки оркестра – любовь и печаль – Манят, ласкают, уносятся в даль И тают. Персонаж в маске АПОЛЛОНА замечает на полу браслет, НИНЫ и, подняв его, задумчиво разглядывает. И тают. Скучая. И тают. Тают... 6. На авансцене трио маклеров: ГЕТЦ, РЫСС и ГРОШ. * ГОФ-МАКЛЕР ГЕТЦ. Вчера в Париже фунт ослаб. Ослаб и курс его упал. А на ганноверских торгах взлетел, взлетел в цене металл. МАКЛЕР РЫСС. Н-н-недаром мчится Клемансо из Вены в Бухарест! МАКЛЕР ГРОШ. А мой фураж в Берлине взят вчера таможней под арест. В Берлине взят фураж таможней под арест. ГЕТЦ, ГРОШ. Кошмар! РЫСС. К-к-кошмар! ГЕТЦ. А что за ужас испытал коммерческий Тифлис. Его кредитный Банк взорвал дикарь-социалист. РЫСС. А к-к-кто, скажите мне, поджёг в Варшаве казино? ГРОШ. Далось же Кайзеру моё фуражное зерно! ГЕТЦ, ГРОШ. Кошмар! РЫСС. К-к-ошмар! ГЕТЦ. В конце... В конце концов, я предъявить могу германцу иск. РЫСС. Не зря на биржах кавардак, И миром правит риск, и миром правит риск. ГЕТЦ. Не зря, коллеги, на торгах взлетел в цене металл. А фунт ослаб, а фунт ослаб, а фунт ослаб! ________________ * Гетц Вильгельм Аристархович, Рысс Анатолий Моисеевич и Грош Роман Андреевич – подлинные имена маклеров петербургских бирж в 1914 г. ГЕТЦ, ГРОШ, РЫСС. Вчера в Париже фунт ослаб. И курс его, и курс его, и курс его упал. ГЕТЦ, ГРОШ. Кошмар! РЫСС. К-к-кошмар! (Расходятся.) 7. Вновь появляются АРБЕНИН и ЗВЕЗДИЧ, продолжая разговор. АРБЕНИН Продать. Купить. Продать Не мешкайте. В руках у вас все нити. ЗВЕЗДИЧ. Продать Картель? АРБЕНИН. Намерены вы ждать? Не опоздаете?.. ЗВЕЗДИЧ. ...Бегу. ЗВЕЗДИЧ поспешно отходит. АРБЕНИН. Спешите. Всё. Жребий брошен... Взгляд назад... А там... Оборачивается. В глубине сцены ЗВЕЗДИЧ объясняется с изумлённым РЫССОМ. А там горят мосты,.. мосты горят. АРБЕНИН. Продать – купить. Купить – продать. Вырос франк. А марка скачет. Ждёт векселей слепая рать, Ждёт векселей слепая рать, Глаза и прибыль пряча. Ждёт. Купить – продать... Торги с судьбой, Усмешка круговерти. До тла сгорайте за спиной Мосты – посланцы смерти, мосты... Гляжу в её глаза, а там... Отблеск серебра, любви и неба. Там то ли гавань, то ли храм, В котором не был, не был, не был. Я мчусь туда, едва дыша, Туда, где мой мираж, мой берег... Где моя душа, моя душа, Ещё, зовёт и верит. С какой душой я начал путь В козырных авантюрах? С душою юркой словно ртуть И стёртой как купюра. И если жребий дан спастись, Судьбу менялы руша, Сжигай мосты,.. освободись, Открой, открой для счастья душу. Открой. ГОЛОСА. Санкт! Петербург! – рок. 8. Толпа танцующих заполняет зал. ЭЛЬВИРА в маске, танцующая со Звездичем, вырывается и, дразня его, убегает. ЗВЕЗДИЧ бросается за ней. ЗВЕЗДИЧ (настигнув и вновь увлекая Эльвиру в танец). Кто вы? ЭЛЬВИРА. Я маска. ЗВЕЗДИЧ. Снимите! ЭЛЬВИРА. О, нет. ГОЛОСА. Санкт! Петербург! – рок! ЗВЕЗДИЧ. Как разыщу я вас завтра? ГОЛОСА. Санкт! Петербург! ЭЛЬВИРА. Секрет. ЗВЕЗДИЧ. Дайте мне что-то на память…. Перчатку, платочек. ОБИТАТЕЛИ. Кто ж это длит нескончаемый бал? Персонаж в маске АПОЛЛОНА, наблюдая за ними, достаёт найденный браслет НИНЫ и задумчиво вертит его на пальце. ЭЛЬВИРА вновь вырывается из объятий ЗВЕЗДИЧА. Тот хочет броситься за ней, но его останавливают ГЕТЦ., РЫСС и ГРОШ. ГЕТЦ (Звездичу). Вы продаёте по курсу Картель? ЗВЕЗДИЧ. Продал. (Вновь устремляется в погоню за Эльвирой). ГРОШ (в ужасе). Арбенин уселся на мель?! ОБИТАТЕЛИ. Чьи это маски и кем этот зал Размечен? РЫСС (Гетцу). Я ж говорил вам. ГРОШ. О, боже! Я – в трансе... РЫСС. Денёчек. (Исчезают.) В толпе танцующих снова появляется ЭЛЬВИРА. «АПОЛЛОН» бросившись к ней, хватает её за руку, резко разворачивает к себе, лицедейски припадает на одно колено и протягивает ей браслет. ЭЛЬВИРА растерянно берёт браслет. АПОЛЛОН целует край её платья. К ним подбегает ЗВЕЗДИЧ и, смерив АПОЛЛОНА презрительным взглядом, властно притягивает её к себе. На авансцене вновь ГЕТЦ, РЫСС и ГРОШ. В глубине ЗВЕЗДИЧ вальсирует с ЭЛЬВИРОЙ. ГРОШ. Мне позвонил изумлённый Брюссель Утром Арбенин покинул Картель! РЫСС. Для чего? ГЕТЦ (раздражённо). С женой распевать дуэты ОБИТАТЕЛИ. Звуки оркестра – любовь и печаль... ЗВЕЗДИЧ (Эльвире). Я находил и терял вас не раз. РЫСС. К-к-кошмар! ОБИТАТЕЛИ. Звуки оркестра – любовь и печаль – Манят, ласкают, уносятся в даль И тают. Скучая. И тают. ЗВЕЗДИЧ (Эльвире). Дайте мне что-нибудь в память о вас. ОБИТАТЕЛИ. И тают. Скучая. И тают... К разговору ЗВЕЗДИЧА И ЭЛЬВИРЫ прислушивается КАЗАРИН. ЭЛЬВИРА. В память?.. Возьмите, возьмите Вот это, мой князь (протягивая браслет). ОБИТАТЕЛИ. Пылкое сердце надежду хранит. Страсть и мечта омывают гранит КАЗАРИН. Как волны. (Эльвира исчезает.) ОБИТАТЕЛИ. Ждут, вдоль Невы устремляя свой взгляд, Биржа, два сфинкса, мосты, Летний сад – КАЗАРИН. Безмолвны. ГОЛОСА. Санкт! Петербург! КАЗАРИН (подходя к Звездичу, разглядывающему браслет). Браво! Путь к вожделенной для вас госпоже Я бы искал в мастерских Фаберже. ЗВЕЗДИЧ. Вы правы. 9. Освещение меняется. Сцена становится призрачной. Зловещие очертания смутно различимого шествия. Ведьмы. Шабаш фантомов Петербурга. Заполонив всё пространство и достигнув апогея вакханалии, шествие истаивает. Пространство принимает прежний вид. 10. ЗВЕЗДИЧ на авансцене. ЗВЕЗДИЧ И вновь загадка мне дана Минутою случайной. Княжна моя... Кто она? Пленительная тайна. Есть тайны злые – смерч и смрад Без дна и без предела: Зачем живу? Кто виноват? Чья правда и что делать? В каком бою, на чьём пиру, Свою я пулю встречу?.. А здесь мне тайна шлёт игру, Мне тайна шлёт игру, глаза, улыбку, плечи... Она мне шлёт вуаль греха, Прозрачный мёд порока... Ярка как пламя и тиха Как девы юной локон. Появляется Арбенин. Персонаж в маске АПОЛЛОНА, угодливо фиглярствуя, обращает его внимание на ЗВЕЗДИЧА с браслетом Нины в руках. Арбенин подходит к Звездичу. АРБЕНИН. Ну, как успехи? ЗВЕЗДИЧ. Ваш должник. АРБЕНИН. Продать успели? ЗВЕЗДИЧ. В тот же миг. АРБЕНИН. Купили? ЗВЕЗДИЧ. Да, ещё вчера. И даром. АРБЕНИН. Откуда он у вас? ЗВЕЗДИЧ. Браслет? АРБЕНИН. Отменный жемчуг, спору нет. Вы не уступите? ЗВЕЗДИЧ. О, нет. Подарок. Появившийся Казарин прислушивается к разговору. АРБЕНИН. Он странным образом похож На тот, что мне так дорог. ЗВЕЗДИЧ. Чей он – не ведаю. АРБЕНИН. И, что ж? ЗВЕЗДИЧ. Переверну весь город. Разглядывая лежащий на ладони браслет. Клянусь, он к цели приведёт, Твой след случайный. Лег на ладонь мою и ждёт... Лежит и ждёт... . ...Пленительная тайна. КАЗАРИН. Пленительная тайна. Всё исчезает. 11 На окрашенном серебряным светом пространстве – Нина. НИНА. Любовь положена судьбой На шаткие весы. Мой жребий коротать одной Неспешные часы. А мужа суетный удел – Как счастье ни зови, – Черстветь на карнавале дел И вновь спешить к любви. АРБЕНИН (входя). Мой ангел... Мой ангел... Мой ангел... НИНА. Так рано? Или тут же вновь Вернёшься в рай дельцов? АРБЕНИН. Нет. Не вернусь. Не вернусь. Мой Ангел. Я жив, мой ангел. Я посмел. Я вырвался, отринул. Из алчной вереницы дел Свой мертвый вексель вынул. Мой ангел... Мой ангел... Я мчусь, всем уплатив оброк, Но сохранив свой разум... Мой ангел... К тебе, к твоим глазам, к судьбе, Любви открывшей сердце. АРБЕНИН подходит к НИНЕ, берёт её руки в свои, покрывает поцелуями. НИНА. Любимый, бег минувших лет. Днём нынешним измерен. Мой любимый... АРБЕНИН. Мой ангел... Мой ангел... НИНА, АРБЕНИН. Мой ангел... Мой ангел... Любовь моя. Арбенин замечает, что на одной из рук НИНЫ нет браслета. АРБЕНИН. Браслет... Где твой второй браслет? НИНА. О, боже! Он потерян. АРБЕНИН (один, в луче света).Потерян... Нина... Всё исчезает. 12. Маскарадный зал заполняется танцующими лицедеями. Появляется КУПЛЕТИСТ и две танцовщицы, изображающие скульптуры. КУПЛЕТИСТ Их две сестры: одна от неба, * Ну, а другая от земли! _______________ * Версия стихотворения Николая Агнивцева «Две сестры». И тщетно жду, какую мне бы Дать боги Случая могли: Вон ту, которая от неба, Иль ту, другую – от земли? ТОЛПА Вон ту, которая от неба, Иль ту, другую – от земли? КУПЛЕТИСТ. Одна как статуя Мадонны, Ну, а другая как вертеп! И я вздыхаю сокрушённо: В которую влюбиться мне б! Вон в ту, что статуя Мадонны, Иль в ту, другую, что вертеп? ТОЛПА. Не упусти, свою Мадонну. И не прохлопай свой вертеп. КУПЛЕТИСТ. И та, что статуя Мадонны, И эта, что наоборот? Вдруг улыбнулись мне влюблённо!.. С тех пор сам чёрт не разберёт: Где та, что статуя Мадонны, Где эта, что наоборот? ТОЛПА. Где та, что статуя Мадонны, Где эта, что наоборот? КАЗАРИН подходит к ЗВЕЗДИЧУ. КАЗАРИН. Ну, что браслет ваш? Как погоня? Чьи ж это были жемчуга? Узнали? ЗВЕЗДИЧ (Сухо). Да. КАЗАРИН. Тогда – по коням. В любви минута дорога. ЗВЕЗДИЧ. Я в размышленьях. КАЗАРИН. Не хотите ль Сказать, что дрогнула рука? ЗВЕЗДИЧ. Её супруг,.. он мой спаситель. Что ж... мне растить ему рога? КАЗАРИН. О, боже! Какое детское смятенье. Стыдливой совести балет. Тоскливый танец света с тенью. Вы петербуржец или нет? ЗВЕЗДИЧ. В девятом поколеньи. КАЗАРИН. Тогда вам оправданья нет. Сей град по части блуда – гений. А в части совести – аскет. На сцене – толпа митингующих арлекинов и коломбин. Лозунги, плакаты, знамёна, хоругви. КУПЛЕТИСТ. Моя жена – наседка. * Мой сын, увы, – эсер, Моя сестра – кадетка, А дворник старовер. Дочурка-гимназистка (Всего ей девять лет), И та социалистка – Таков уж нынче свет! Кухарка – демократка, Свояк – аристократ, Маман – дегенератка, А теща – ренегат Сестра кричит: – «Поправим!» Сынок вопит: – «Спасём!» Свояк орёт: – «Натравим!» А дворник: – «Донесём!»!» КАЗАРИН (продолжая разговор со Звездичем) Мой друг, во всех столицах мира Свои повадки, спесь и стать. Но петербургскому ампиру Не время пыль в глаза пускать. И я здесь жил, в мечтах витая, Лелея честь, как вы теперь. Пока меня, за что не знаю, Сей град не выставил за дверь. ____________ * Стихи Саши Черного («Жалобы Обывателя») в ред. автора. Наш выбор стал бесстыдно узким. Душа важнее иль живот? Нам поступать по петербуржски? Или как те, кто здесь живёт? КУПЛЕТИСТ. Сестра кричит: – «Поправим!» Сынок вопит: – «Спасём!» Свояк орёт: – «Натравим!» А дворник: – «Донесём!» Кадетка, монархистка, Эсер, аристократ. Дитё-социалистка И тёща – ренегат. На авансцене ГЕТЦ, РЫСС и ГРОШ. ГРОШ. Господа! Звонил испуганный Брюссель. РЫСС. Я так и знал. Опять упал арбенинский Картель? ГРОШ. Какой картель?! В Сараево упал австрийский Фердинанд. ГЕТЦ. Убит? РЫСС. Наследник? ГРОШ. Наповал. Юнцами местных банд. РЫСС. Какой скандал! Балканский бред меня пугал, Меня пугал давным-давно. ГРОШ. Пусть бредят. Но! Отдайте мне фуражное зерно! ГЕТЦ. Боюсь, нас поджидает штраф, страшней, чем ваш фураж. И этот маленький «пиф-паф» – Не главный персонаж. А главный «пиф» и общий «паф», Опустит всех до дна. ГРОШ, РЫСС. Война!? ГЕТЦ, РЫСС, ГРОШ. Война. Пространств на несколько мгновений окрашивается зловещим светом. ГОЛОСА ФАНТОМОВ. Война... Война... Война... Война... Сцена принимает прежний вид. Появляется ЭЛЬВИРА. Она без маски. В глубине сцены прогуливаются и исчезают ЗВЕЗДИЧ и КАЗАРИН. ЭЛЬВИРА, провожая их взглядом, выходит на авансцену. ЭЛЬВИРА. Спеши, мой охотник, тебя влечёт Вчерашний след. Души моей тайну раскроет тот Шальной браслет. А тайна, а тайна, а тайна, а тайна Стара как миф, как мир – нова. Пока все мы помним, Пока все мы помним её мотив, Она жива. Она жива. Пускай эти маски сулят нам пир, Азарт, вражду... Азарт, вражду... А тайна, а тайна стара как миф, Нова как мир: Люблю и жду. Люблю и жду. Люблю и жду... Вновь возникает КУПЛЕТИСТ со своей группой. КУПЛЕТИСТ. Кадетка, монархистка, Эсер, аристократ. Дитё-социалистка И тёща – ренегат. Сестра кричит: – «Поправим!» Сынок вопит: – «Спасём!» Свояк орёт: – «Натравим!» А дворник: – «Донесём!» Исчезают. Появляется НИНА. Подходит к ЭЛЬВИРЕ ЭЛЬВИРА. Как ты бледна! Ты здорова, мой свет? НИНА. Давеча мной в маскараде браслет Потерян. Муж мой... ЭЛЬВИРА (в сторону). Браслет... НИНА. ...он расстроен, смущён, ЭЛЬВИРА. Нина... Появляется Звездич. НИНА. ...молчит, но мне кажется он Не верит. ЗВЕЗДИЧ (в сторону, иронично). Вот вам удача, и тайна, и честь. (Подходит к Эльвире и Нине.) Милые дамы, вам весело здесь? ЭЛЬВИРА. Князь?!.. В толпе танцующих появляется персонаж в маске АПОЛЛОНА. Его танец-пантомима сопровождает всю последующую часть сцены. Князь, я вам друг, и давно, но, увы... Я – не люблю маскарада. ЗВЕЗДИЧ (Нине). А вы? ЭЛЬВИРА. Нина – тем боле. ЗВЕЗДИЧ (Нине). Но третьего дня. Я вас, под маской здесь видел. НИНА. Меня? ЭЛЬВИРА (в сторону). Вот и развязка. ЗВЕЗДИЧ. И в танце кружил. Клялся в любви и взамен получил... НИНА Князь, я не склонна терпеть этот тон. ЭЛЬВИРА. Нина!.. НИНА. Прощайте. (Уходит.) ЗВЕЗДИЧ (вдогонку). Супругу поклон! (С горькой иронией.) Где ж ты, вчерашний гусарский кураж? Битва проиграна. Тайнам – шабаш. Но! Сохранил я в неравном бою Честь. И его, и её, и свою. ЗВЕЗДИЧ оборачивается. Прямо перед ним стоит, скрестив руки на груди, АРБЕНИН. Несколько мгновений они молча смотрят друг на друга. ГОЛОСА. Санкт! Петербург – бог! Санкт! Петербург! – рок! Санкт-Петербург... Бог! Миф! Явь! Бред! Блеск! Блеф! Рок! Конец первой части. |
Добавлено 22-12-2015, 08:01 | Просмотров: 3844